АРХИТЕКТУ́РА в России - др.-рус. каменная А. появляется в связи с принятием христианства и строительством храмов. Первыми архитекторами и учителями рус. мастеров были византийцы, и тем самым рус. А. изначально была включена в европ. культурную традицию. Разнообразие местных условий и традиций привело к развитию в рус. архитектуре ср. веков многообразия типов деревянного и каменного зодчества: культового, фортификационного, светского; наиб. значение для дальнейшего развития имела владимиро-суздальская архитектурная традиция. С 12 в. ведется стр-во монастырей. В эпоху татаро-монгольского нашествия каменное зодчество практически прекратилось, за исключ. новгородских и псковских земель, где сложились самобытные арх. школы. В их формировании наряду с византийскими источниками большую роль сыграли также контакты со Скандинавией и городами Ганзейского союза.
Возрождение рус. А. связано с возвышением Москвы. Итальянские и др. зап.-европ. мастера, приглашенные Иваном III, - Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин, Антон Фрязин, Алевиз Фрязин Миланец, Алевиз Фрязин Новый, Бон-Фрязин (где Фрязин - не фамилия, а "фряжской земли человек", выходец из Зап. Европы) в 1475-1508 создали ансамбль Московского Кремля (в основном сохранившийся доныне), принеся на Русь новые архитектурные формы и новые строит. приемы. Эта новая архитектура - ренессансная - питалась теми же источниками, что и русская домонгольская, она черпала из византийского наследия, оставившего в Италии множество памятников, и поэтому ренессансные здания так легко и органично вошли в русское культурное пространство и в глазах потомков стали казаться изначальной национальными: совершив круг, А. в России вернулась к своим началам в их новой интерпретации.
В 16 в. в Москве и Центр. России архит. школа, получившая сильнейший внешний импульс, развивалась самостоятельно, строительным и художественным открытием этого века было появление шатра и применение кирпича в строит. технике. Вершинами А. этого века стали шатровая церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного арх. Бармы-Постника (1555-61).
В 17 в. многочисл. постройки Москвы, Ярославля и др. крупных культурных центров продолжили традиции нац. А. Новым словом в А. стало строительство шатровых башен Московского Кремля, соединивших черты национ. стиля с барокко, принесенным строившими их западными мастерами; образцом этого сплава традиций стала Спасская башня (арх. Х. Галоуэй, 1625). Завершением эпохи стал стиль конца века, известный как "московское" или "нарышкинское" барокко: церковь Покрова в Филях, 1690-93, Успенский собор в Рязани, арх. Я. Г. Бухвостов, 1693-99. Этот стиль представляет собой русский вариант маньеризма - стиля переходного от Ренессанса к барокко, но при этом он испытал влияние барокко.
К началу 18 в. барокко было стилем жизни и мышления верхов общества, и сильнейшее зап. влияние в А. 18 в. создало подобающее этому мировоззрению пространство, в свою очередь распространившее новое мировоззрение во всё более широкие круги населения. В 18 в. в А. ведущую роль вновь играют иностранные зодчие, и на два столетия утверждается традиция направлять молодых талантливых людей учиться за границей. Появляются новые типы культовых, административных и частных зданий, загородные резиденции с парками и т. д., решаются крупные градостроит. задачи в связи со стр-вом новых городов (градостр-во) - в первую очередь С.-Петербурга. Стиль барокко, представленный творчеством Д. Трезини, М. Г. Земцова, В. В. де Растрелли, С. И. Чевакинского и др., вызвал подъем всех видов иск-в (декор.-прикладного, живописи, скульптуры, графики). Со 2-й пол. 18 в. ведется регулярная перепланировка старых городов, расцветает русская усадьба. С 1760-х вплоть до 1830-х гг. в России получает распространение классицизм (В. И. Баженов, Ж.-Б. Баллен-Деламот, М. Ф. Казаков, Ю. М. Фельтен, Ч. Камерон, И. Е. Старов - см., и мн. др.), сосуществовавший на первых порах с рококо, псевдоготикой и др. стилевыми течениями, прошедший в своем развитии ряд стадий и завершившийся ампиром (см.) в творчестве А. Н. Воронихина, Ж. Тома де Томона, А. Д. Захарова, О. И. Бове, К. И. Росси, Д. И. Жилярди, В. П. Стасова.
В 1830-х гг. с развитием романтизма классицизм сменяется поисками более широкого круга традиций, на которые начинает опираться рус. А., рождается историзм, принимающий формы неоготики, помпейского стиля, неоренессанса, русско-византийского стиля. Принципом А. этого времени была эклектика: выбор стиля в зависимости от ситуации: назначения, традиций заказчика, арх. контекста и т. д., а позже соединение элементов разных стилей в одном произведении, создающее новое худож. качество (арх. А. Менелас, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Тон, О. Монферран, Н. Л. Бенуа и др.). 2-я пол. 19 в. выдвигает новые задачи перед А.: рост городов, стр-во нового типа жилища - доходных домов, интенсивное стр-во заводов, фабрик, банков, учебных заведений, больниц, появление железных дорог, стр-во вокзалов и т. д. Эклектика и историзм пережили эпоху романтизма и стали принципом худож. форм позитивистской эпохи, ориентируясь гл. обр. на Ренессанс (М. Е. Месмахер). Оригинальным течением в А. стал стал кирпичный стиль. В церковном зодчестве получили развитие формы русского стиля, ориентированные чаще всего на 17 в. (А. А. Парланд).
А. России кон. 19 - нач. 20 в. - эпоха модерна, сходного в своих проявлениях с А. Запада этого времени, но и отмеченного нац. чертами (Ф. О. Шехтель, бр. Косяковы и др.). Неоретроспективное направление в нач. 20 в. в России связано с именами И. А. Фомина, ориентировавшегося на классицизм, В. А. Щуко и И. В. Жолтовского - поклонников Ренессанса, и др. В 1910-х чистые формы модерна почти исчезают, сменяясь ретроспективными.
После 1917 А. решает ряд принципиально важных задач, связанных с проблемами градостр-ва, созданием новых промышленных центров и реконструкцией старых городов, затем их востановлением после Вел. Отеч. войны, интенсивным промышленным строительством. Появляется много новых типов зданий, сооружений, комплексов: крупные электростанции, гиганты индустрии, метрополитен, новые типы административных зданий, уч. заведения, научные городки, дворцы культуры, стадионы, санатории и дома отдыха, многоквартирные дома - сначала типа коммун, затем с индивидуальными квартирами небольшого размера.
Полностью неприемлемым для нового времени оказался русский стиль в любых своих вариантах. Гонения на церковь прежде всего отразились на полном прекращении строительства храмов, которых никогда не строили в новых городах и городских районах. Исчезло также искусство худож. жилого интерьера. Частное строительство ограничивается сельской местностью, малыми городами и предместьями и подвергается строгой регламентации, практически теряя худож. формы. В 1920-е гг. отчетливо определились новые искания в А. рационалистов (Н. А. Ладовский и др.) и конструктивистов (бр. Веснины, М. Я. Гинзбург, К. С. Мельников и др.), сменившиеся в нач. 1930-х гг. "сталинским ампиром". Тоталитарные формы государственности определили специфику А. 1930 - нач. 1950-х гг., к-рая характеризуется своеобразным использованием традиций классич. наследия. Многие черты нового стиля видны в творчестве его создателей уже в 1910-х гг. Для "сталинского ампира" характерны преувеличенный масштаб, увлечение колоссальным ордером (во всю высоту здания), нарушение классических пропорций при классическом декоре, обилие тяжелых декоративных элементов, часто заимствованных из архитектуры барокко и Ренессанса (напр., мощная рустовка), типичная для Ренессанса окраска песочным тоном (был изобретен искусственный камень желто-розового цвета - сталинит); произвольное, не связанное с членением зданий наложение декора, часто с простым символическим значением. Главные площади и улицы превращаются в декорации для торжественных демонстраций. Высотные дома Москвы, ставшие ориентирами в городе, лишившемся множества храмов, являются апофеозом этого стиля. Архитектура интерьера развивалась в зданиях общественного назначения и особенно в метрополитене Москвы и Ленинграда, станции к-рого отделаны с дворцовой роскошью (в Москве - в традициях дворцов и храмов Ренессанса и барокко, в Ленинграде, где стиль более сдержан, - классицизма), с живописными и мозаичными плафонами и стенными композициями, скульптурой, применением дорогих материалов. Там, где подчеркнутая пышность не требовалась - в жилых кварталах, - архитектура этого периода часто была вполне соразмерна человеку и следовала лучшим традициям классицизма. Много проектируют и строят в это время И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, Н. А. Троцкий, Л. В. Руднев, В. Г. Гельфрейх и др. Необходимость изучения архитектуры Ренессанса, барокко и классицизма способствовала поддержанию культурных традиций в обществе. "Сталинский ампир" как худож. явление и его культурная роль еще ждут объективных исследователей.
2-я пол. 1950-х гг. открывает новый этап в развитии А., к-рый характеризуется повсеместной индустриализацией методов стр-ва, типовым проектированием, новыми приемами планировки и т. д. По новому принципу строятся новые р-ны Москвы, Ленинграда и др. городов, рождаются новые города (Навои, Шевченко и т. д., арх. Я. Б. Белопольский, А. В. Жук, М. В. Посохин и мн. др.). Уязвимым моментом в развитии А. этого времени является крайне низкий уровень ее худож. образности: А. растворилась в строительстве и как таковая приняла часто негативную функцию, создавая антикультурную среду. Однообразие приемов планирования, типовое стр-во, низкий уровень качества используемых материалов и технологии стр-ва почти повсеместно привели к безликости новых городов и районов, застройка к-рых получила название "хрущоб" и, соответственно, негативно сказалась на вырастающих там поколениях, вырванных из культурного пространства. В 1970-х гг. при сохранении предельно простых форм проявилась тенденция к парадной монументальности - своеобразный рецидив "сталинского ампира". В 1990-х гг. с возрождением частного стр-ва и появлением большого колич. зданий по индивид. проектам А. вернулась к рубежам, на к-рых ее развитие было прервано в 1910-х гг.: появились реминисценции модерна, неоготики, неокирпичный стиль и т. п., далеко не всегда отвечающие критериям художественности, но внушающие надежду на возрождение почти утраченной А. как искусства.
Софийский собор в Новгороде. 1052
Теремной дворец в Московском Кремле. 1635-1636
Большой Кремлевский дворец. К. А. Тон. 1838-1849
Исторический музей. А. А. Семенов, В. О. Шервуд. 1870-1880-е гг.